Общение людей |
Меню

Общение

Общение — необходимое условие существования.

Человек не может существовать без общения с другими людьми.  Это – аксиома, и если кто-либо приведёт пример противного  –  ну что же, патология тоже имеет место в социуме.                                                                          

Кто-то из нас стремится свести общение к минимуму, кто-то, напротив, жить не может без общения. Это у всех индивидуально, и зависит от психотипа, от внутренних установок, от привычек, от потребностей  и от других вещей.

Если широкой аудитории задать вопрос: “Для чего люди общаются?”, мы, вероятно, получим широчайший спектр ответов, которые, скорее всего, будут полярными по смыслу. И большинство мнений, я убеждён, будет иметь романтическую трактовку, аргументированную понятиями общечеловеческих ценностей, со смещением в сферу эмотивности.

Настоятельная необходимость общения продиктована, в первую очередь, тем, что получить необходимые нам для жизнедеятельности компоненты мы можем только в процессе общения.

Деньги, пища, одежда, секс, дружба, сострадание, тепло, и многое другое,  человек может получить только из социума,  и,  нормальным путём, только в процессе общения.  Все эти блага он может либо поменять на что-то, что есть у него, либо выпросить, либо получить при помощи обмана, либо, по каким-то причинам, просто получить.

Мы, разумеется, понимаем, что существуют ещё и другие  способы получения жизненных благ, но это не есть наша тема.

Все категории общения между людьми можно квалифицировать на 3 типа:

— общение при равноправных отношениях;

— общение при коммерческих или формальных отношениях;

— общение с властью или с авторитетом;

Отличие этих типов общений заключено в их изначальном регулировании определенными правилами.

К примеру, общение продавец — покупатель. Это коммерческое отношение. Оно изначально отрегулировано еще до возникновения конкретных отношений. А именно:

Продавец — сообщает сведения о товаре, берет деньги и выдаёт товар; покупатель — платит деньги и забирает товар. И оба взаимно вежливы.

Проблемы в этом типе общение могут возникнуть только в случае нарушение одним из участников предписанных и/или общепринятых правил этого типа общения.

Отношения с властью или авторитетом, такие, к примеру, как отношения между начальником и подчиненным, или между ребенком и родителями, характерны тем, что они лишь частично регламентированы до начала общения.  Важным моментом здесь является то, что один из участников общения напрямую зависит от другого. Поэтому, проблемность этого типа общения напрямую зависит от адекватности ее доминирующего участника, поскольку он волен по своему усмотрению корректировать предполагаемые правила отношений.

Примерами равноправных отношений могут быть общение с друзьями, соседями, взрослыми членами семьи, любовниками, родственниками, и так далее. В этом типе отношений — между равными — изначальный схемы отношений не требуется. Она возникает уже в процессе общения. При этом типе общения участники могут максимально выражать свое мнение и свое отношение к оппоненту.

Пол Вацлавик

Великий и великолепный Пауль Вацлавик в книге  “Прагматика человеческих коммуникаций”, написанной им совместно с Д. Бивином и Д. Джексоном, привёл пять аксиом прагматики межличностного общения.  Все они имеют большое практическое значение, и мы с вами впоследствии непременно обратимся к ним.

Коммуникация  — акт общения.

Пока же остановимся на первой аксиоме, которая имеет важное практическое следствие: любая коммуникация есть манипуляция.

И это действительно так. Если вам от кого-то ничего не надо, то зачем вам с ним коммуницировать?  Нужно чётко понимать, что коммуникация — это действие (или бездействие), направленное на получение от объекта нужных вам реакций.

Если же вам ничего ни от кого не надо и вы самодостаточны, то и коммуницировать вы ни с кем не станете,  по причине отсутствия цели и мотивации.

Итак, констатируем:

“Никто не может не общаться”.  Это первая аксиома Пауля Вацлавика.

Из того факта, что общение – есть  процесс, направленный на получение необходимых для жизнедеятельности благ, естественным образом следует:

Любая коммуникация есть манипуляция. 

Подведём итог: всё, что нам нужно для жизнедеятельности мы получаем из социума, в процессе общения, используя манипулирование – сознательно или на подсознательном уровне.

Отсюда логически следует, что качество нашей жизни находится в прямой зависимости как от умения производить манипуляции, так и от умения противостоять им.